Статьи
/ Статьи

Продать что-то ненужное: X5 ищет покупателей на "Экспресс"

Логотип магазина Перекресток

МОСКВА, 13 окт – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, говорит небезызвестный персонаж советского мультфильма. Фраза только отчасти подходит к решению крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group продать один из своих бизнесов - "Перекресток Экспресс": компания не покупала, а сама создала данный сегмент в своем портфеле.

Доля торговой сети в выручке X5 составляет менее 1%. По итогам 9 месяцев "Экспресс" показал сокращение показателя на 11,1% - до 7,34 млрд рублей и оказался самым слабым сегментом бизнеса группы, средний чек также снизился.

Решение менеджмента понятно, говорят аналитики: ключевой задачей группы является сохранение своего положение на рынке и увеличение бизнеса к 2020 году. "Экспресс" же в этом деле не помощник, он останется локальной сетью, которая не сможет завоевать рынок. Однако после реформации, сеть имеет все шансы стать вполне прибыльной и успешной, считают эксперты.

Решение о продаже "Экспресса" последовало на фоне довольно неплохой отчетности - вчера группа представила операционные результаты, которые аналитики оценили в целом хорошо. Например, в Альфа-банке посчитали итоги сильными, которые позитивно отразятся на инвестиционной привлекательности акций X5. В "Атоне" назвали результаты нейтральными, однако заметили, что X5 продолжает отвоевывать долю рынка у других ритейлеров, но магазины "Экспресс" стали самым "слабым звеном" в ее бизнесе.

По мнению Константина Белова из "Уралсиба", операционные результаты X5 Retail Group за третий квартал подтверждают, что компания остается лидером российского сектора продовольственной розницы по темпам роста. Говоря про "Экспресс", аналитик назвал этот формат незначимым, так как в структуре доходов группы он генерировал менее 1%.

"Наверное, если он за период существования (10 лет - ред.) не показал каких-то фантастических результатов, особенно прилагать усилия для его развития смысла нет", - сказал Белов. 

По его словам, сложно сказать, прибыльным был этот бизнес или нет, но, видимо, руководство решило, что больше нет смысла фокусироваться на этом формате. 

"X5 Retail – крупнейший российский ритейлер, и его основные форматы гораздо больше. Ключевая задача группы – закрепить лидирующее положение на рынке и существенно его увеличить к 2020 году. А такой формат как "Перекресток Экспресс" очень мало добавляет", - сказал аналитик, заметив, что "Экспресс" не станет крупной федеральной сетью, которая займет большую нишу, а останется мелким игроком. "Очевидно, что масштаб не тот", - подчеркнул Белов.

В свою очередь аналитик БКС Марат Ибрагимов считает, что решение о продаже связано с тем, что "Экспресс" скорее всего был убыточным. "Компания никогда не публиковала операционную рентабельность этого формата в отличие от других форматов, что может косвенно свидетельствовать о том, что у этого бизнеса дела были не очень хорошо. Логично, что компания решила сфокусироваться на тех направлениях, в которых она успешна и туда инвестировать все свои средства – в дискаунтеры и супермаркеты", – сказал Ибрагимов.

Рассуждая о потенциальных покупателях, Белов посчитал, что ими могут стать игроки второго эшелона. "Могут быть даже те, кто на ритейле не специализируется", - сказал он. 

Ибрагимов же предположил, что купить сеть может, например, "Азбука вкуса" или "Магнолия". "Это будет тот, кто сможет сделать прибыльным бизнес ("Экспресса" - ред.), тот, кто успешен в Москве", - добавил он, заметив, что, скорее всего, бизнес "Экспресса" будет каким-то образом переформатирован.

Сюжет

Статьи

211
Экономические новости