Статьи
/ Статьи

"Ботэкономика" России не грозит, но ЦБ все равно начеку

Биржа

МОСКВА, 30 ноя – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Банк России задумался о регулировании деятельности "финансовых ботов" (автоматических финансовых советников, робо-эдвайзеров), рассказал руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута. Регулятор должен быть уверен, что алгоритмы ботов не советуют людям "чего-то неправильного". К тому же в случае предложения ботами одинаковых решений населению, "могут быть опрокинуты финансовые рынки", беспокоятся в ЦБ. Аналитики, опрошенные агентством "Прайм", говорят, что не стоит сильно переживать из-за захвата ботами финансовой сферы: они, скорее всего, останутся узким сегментом, поэтому тратить силы на его регулирование не стоит.

Сфера новая

По словам Андрея Ванина из группы "Фридом Финанс", в России сервисы робо-эдвайзинга пока развиты достаточно слабо, причем во многом по причине низкого уровня финансовой грамотности населения. "Клиенты неохотно доверяют управление своими активами "бездушным" роботам, для них очень важен сам процесс консультации с персональным менеджером", - говорит он.

Замдиректора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова соглашается с коллегой и говорит, что, хотя за рубежом крупные инвестиционные банки действительно создают собственных робо-эдвайзеров, экономика ботов – все же новое явление. "В России на государственном уровне не регулируется даже деятельность аналитиков. Какие уж тут робо-эдвайзеры?", - замечает она.

Бояться нечего

Несмотря на то что сфера новая, ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Алексей Сучков считает, что Банку России, возможно, не стоит тратить много ресурсов на регулирование финансовых ботов. "Боты, в основном, представлены информационными каналами, которые транслируют данные фондовых бирж и помогают пользователям управлять расходами", - говорит он.

Мильчакова соглашается, что в принципе специфических рисков, связанных с работой на финансовых рынках, боты не несут, носителем рисков является сам конкретный рынок. По мнению Мильчаковой, биржам стоит опасаться, скорее, хакеров и кибератак, чем "атак ботов". "Если люди принимают одинаковые решения на фондовом рынке, это может приводить не обязательно к обвалам рынка, но и к сильному росту", - замечает она.

Другое дело, что за сильным ростом, не подкрепленным фундаментальными причинами, может быстро последовать спад, объясняет эксперт, замечая, однако, что после обвала, для которого нет фундаментальных причин, рынки могут очень быстро восстанавливаться. Поэтому в случае массового использования ботов может усилиться волатильность на рынках, отмечает она.

В свою очередь Ванин говорит, что платформы с ботами уже достаточно сильно продвинулись как в части риск-менеджмента, так и в возможностях адаптации под каждого конкретного пользователя. Поэтому, по его словам, бояться ситуации с "одинаковыми" решениями, которые опрокинут рынок – преждевременно. "Объемы торгов через платформы робо-эдвайзинга не оказывают существенного влияния даже в США, где общие активы в управлении таких компаний уже превысили 200 миллиардов долларов", - замечает он.

То есть обрушить финансовый рынок они не могут, говорит Сучков. По его словам, при работе с ботами есть опасность предоставления заведомо ложной информации, например, о проблемах в том или ином банке. "Однако возложить функцию взаимодействия с мессенджерами по вопросу блокировки можно на Роскомнадзор", - считает Сучков.

И все же есть нюанс

Ванин добавляет, что если все-таки регулирование будет вводиться, то нужно будет грамотно отделять профессиональные торговые системы, которые занимаются торговлей в соответствии с брокерскими лицензиями и юридической гарантией, от всякого рода мошеннических компаний, которые, прикрываясь робо-эдвайзингом, могут привлекать деньги в доверительное управление без каких-либо юридических документов.

"Если владелец удалит своего бота – второй никакой ответственности не понесет, а клиент останется без средств и возможности вернуть вложенное", - предупреждает аналитик. 

К тому же, замечает Мильчакова, так как бот – это электронный помощник, прописанный алгоритм, он тоже может ошибаться. Поэтому решающее слово должно оставаться за инвестором, замечает она.

Как родилась "ботэкономика" и куда она движется

Развитие "ботэкономики" началось в июне 2015 года, когда интернет-сервис Telegram запустил бот-платформу и магазин ботов. Сейчас в этой сфере работают такие гиганты рынка, как Microsoft, Facebook, IBM, а также десятки стартапов.

Большое развитие получили именно такие роботизированные финансовые советники: на рынке присутствуют боты для управления финансами, для работы с инвестициями и фондовым рынком; есть банковские боты, служебные боты для рутинных операций и боты, транслирующие рыночную информацию.

По мнению Мильчаковой, пока что "ботэкономика" будет оставаться узким сегментом, к которому по большей части будут прибегать инвесторы, привыкшие доверять только технике. "Это их право, и брокеры, зная это, обеспечивают клиентам такие возможности", - говорит она, замечая, что в любом случае "техника никогда не заменит обращение к специалисту".

Сюжет

Статьи

217
Экономические новости