Статьи
/ Статьи

Иностранные автопроизводители могут не захотеть играть в РФ по новым правилам

Автомобили изготовленные на заводе "Чанъань Форд" в Харбине

МОСКВА, 7 дек – ПРАЙМ, Анна Подлинова. Российский Минпромторг подготовил для иностранных автопроизводителей новые требования, которые должны начать действовать вместо истекающих в 2018-2020 годах соглашений о промышленной сборке. Если иностранцы пожелают и дальше пользоваться программой господдержки, предоставляющей им льготы, они будут обязаны еще больше локализовать производство в России.

Аналитики считают, что с точки зрения развития отечественного автопрома, предложения Минпромторга вполне правильные: они стимулируют развитие сборки. Однако эксперты разошлись во взглядах на то, насколько это целесообразно для самих производителей: есть мнение, что они легко справятся с указаниями, а есть, что им проще будет отказаться от господдержки или даже уйти с отечественного рынка.

По мнению консультанта компании SBS Consulting Дмитрия Бабанского, данное предложение Минпромторга представляется оптимальным с точки зрения развития российского автопрома. Минпром и МЭР давно прорабатывают различные варианты правил доступа к господдержке в автопроме, напоминает аналитик. "Министерство таким образом стимулирует переход от "отверточной сборки" к модели с более высоким уровнем локализации и добавленной стоимости ", - отмечает он. Большинство производителей, учитывая текущий уровень локализации и указанные сроки, смогут выполнить данные требования, а отказаться от программы поддержки будет целесообразно только игрокам с минимальным уровнем локализации, считает эксперт.

Партнер аналитического агентства "Автостат" Игорь Моржаретто, напротив, считает, что вряд ли такое предложение имеет экономический смысл. "При нынешнем состоянии рынка, когда общие продажи составляют не более 1,5 миллиона машин, говорить о дальнейшей локализации достаточно сложно", - говорит он. Требовать локализации ключевых автомобильных узлов от компаний, которые уже и так производят в России двигатели и периодически думают, сохранять производство или "убегать из страны", достаточно нелепо, считает эксперт. По его мнению, многим компаниям будет проще отказаться от программы господдержки и платить пошлины.

Цена вопроса

По подсчетам Моржаретто, создание производства коробок передач может обойтись производителям не менее в чем 300-400 миллионов евро. "Но смысла сейчас в этом нет. Нет такого объема, для которого нужно такое производство", - говорит он. Если бы речь шла о производстве 300-500 тысяч автомобилей одной модели, тогда можно было бы подумать об этом. "Но сейчас российский рынок не съест такого количество. Рынок сильно сжался: больше чем в два раза по сравнению с 2014 годом", - говорит эксперт, поясняя, что иностранцам будет проще платить пошлину.

Бабанский оценку создания производства не дает, но говорит, что, учитывая указанные сроки, можно предположить, что проблема с коробками передач будет решена в рамках инвестпрограмм автопроизводителей.

Новизна предложений министерства

По данным газеты "Ведомости ", Минпромторг предлагает увеличить долю минимально необходимых технологических операций для признания ключевых автомобильных узлов (двигатели, коробки передач, электроника) выпущенными в России. Предполагается, что данная мера будет введена вместо существующего сейчас соглашения о промсборке, участие в котором позволяет иностранцам получать льготы по программе господдержки. Таким образом Минпромторг намерен стимулировать использование российских комплектующих в автомобилях. Проблема заключается в том, что ни у кого из иностранцев нет производства коробок передач в России, что делает его локализацию трудоемкой и дорогостоящей.

Однако в ведомстве считают, что для доступа к программам господдержки уже с 2019 года производители должны собирать двигатели в России, а к 2023 году должны собирать автоматические коробки передач, так же, как и механические - из произведенных в РФ комплектующих. Те, кто уложится в нормативы, смогут и дальше претендовать на господдержку.